Select Page

Впервые в этом году на выборах в Украине появились общественные избирательные омбудсмены. «Черный нал», подкуп избирателей, компромат и нарушения прав человека в избирательном процессе – все это входит в их сферу внимания. Об этом в интервью рассказал общественный избирательный омбудсмен Общественной сети ОПОРА в Харьковской области Юрий Чумак.

Что входит в полномочия общественного омбудсмена?

Юрий, Общественная сеть ОПОРА, которая выросла из первого Майдана,  не первый год мониторит соблюдение избирательных прав человека. А вот  общественный избирательный омбудсмен появилась впервые. С чем это связано?

– В Украине есть институт парламентского контроля за соблюдением прав человека, который называется Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека – «омбудсмен» по европейской терминологии. У него есть сотрудники, которые занимаются проблемами дискриминации, соблюдения прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, вопросами прав детей, женщин, соблюдением прав в судах и так далее. А вот структуры, которая бы занималась избирательными правами граждан, у омбудсмена нет (по крайней мере, пока нет). И ОПОРА решила в этом вопросе помочь омбудсмену – в прошлом году был заключен Меморандум о сотрудничестве  между Общественной сетью и Уполномоченным Верховной Рады по правам человека – Людмилой Денисовой. Этот проект начался, был проведен конкурс и меня выбрали омбудсменом по защите избирательных прав в Харьковской области.

Что же входит в полномочия общественного омбудсмена по защите избирательных прав?

– ОПОРА зарегистрирована в Центральной избирательной комиссии Украины как организация, имеющая право осуществлять официальное наблюдение за выборами. То есть, все мы будем официальными наблюдателями. А с другой стороны, благодаря Меморандуму, уполномоченный делегирует нам часть своих полномочий – это мониторинг соблюдения избирательных прав человека, в том числе – в местах лишения свободы.

Когда проходят выборы, каждый раз возникают ситуации, связанные с разного рода нарушениями, фальсификациями, махинациями, попытками извратить результаты голосования. Но дела до судов редко доходят, а если и доходят, то, как правило, заканчиваются ничем, либо наказанием каких-то мелких исполнителей. Но фактически нет кейсов, которые бы говорили, что привлечены к ответственности организаторы этих противоправных действий. А безнаказанность ведет к очередным нарушениям. И общественные активисты ОПОРЫ пришли к выводу, что нужно сделать все возможное, чтобы наказание за нарушение избирательных прав таки последовало. Ведь если человек не будет иметь реального права голоса – о какой демократии вообще можно говорить?

И вот избирательный омбудсмен должен держать руку на пульсе в судах, взаимодействовать с правоохранительными органами, журналистами, общественными активистами и, в случае выявления жестких нарушений избирательного права – доводить дело до победного конца.

А каким образом?

– Будем посещать судебные заседания. Ведь как зачастую бывает: выборы закончились и все забыли, что где-то там проходят суды по нарушениям и проходят ли они вообще, и в каком режиме они проходят – выслушиваются ли все стороны, принимаются ли во внимание показания свидетелей. Омбудсмен не имеет возможности влиять на мнение судьи, но обеспечить, чтобы судебные слушания проходили гласно и публично, с привлечением общественности мы не только можем, но и должны.

Будем обращаться к правоохранительным органам, чтобы не дать им «расслабиться». У нас традиция такая сложилась, это при любой власти было – правоохранители более внимательно относятся к нарушителям от представителей оппозиции, и зачастую не видят нарушения, которые совершают провластные кандидаты. Вот наша задача будет – «подталкивать» Национальную полицию к тому, чтобы она уделяла абсолютно одинаковое внимание всем нарушениям избирательного законодательства. Мы должны постоянно тормошить соответствующие органы, чтобы они исполняли свои обязанности в соответствии с законом.

Мы стараемся сотрудничать со всеми общественными активистами, журналистами, призываем сообщать граждан о тех нарушениях, которые они видят. Собрав информацию из разных источников, я как избирательный омбудсмен имею возможность быть там, где необходимо. Кроме того, в мою задачу входит анализ существующей практики, в том силе судебной, обращений в ОПОРУ. Чтобы на основе этого анализа обращаться к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека и в другие инстанции – с тем, чтобы менялась даже законодательная практика там, где это необходимо…

Политикам нечего делать в школах

В начале года в школы и детские садики массово пошли политики – с подарками от Святого Николая и Санта Клауса, не забывая упоминать о своем посещении в соцсетях и на страницах СМИ. Можно ли расценивать это как агитацию и подкуп избирателей?

– Агитацией является любая деятельность, которая побуждает избирателей проголосовать «за» или «против». Так что это можно считать агитацией. Раньше суды выносили вердикт: в школах – несовершеннолетние, то есть не избиратели, а посему расцениваться как подкуп избирателей это не может. Но есть вывод Высшего административного суда Украины, где сказано, что дети – да, не избиратели, но они живут в семьях и содержатся родителями, и когда часть этих функций пап и мам перекладывают на себя разного рода политики – они положительно влияют на мнение родителей в отношении себя, и на их выбор при голосовании. Посему одаривание детей в школах во время избирательной кампании следует рассматривать как подкуп избирателей.

Кроме того, согласно 31-й статье Закона Украины «Об образовании», всякого рода политическая деятельность с привлечением участников образовательного процесса запрещена. Проще говоря – политикам нечего делать в школах!

Как проголосовать не по месту «прописки»

Могут ли избиратели голосовать не по месту прописки?

– Дело в том, что сейчас каждый гражданин может временно, на одни выборы, изменить место голосования, не меняя избирательной адрес (место регистрации). Допустим, если он находится в командировке, на обучении, или, например, зарегистрирован в одной из принадлежащих ему квартир, а живет в другой. Человек имеет право обратиться в орган ведения Государственного реестра избирателей с мотивированным заявлением и документом, подтверждающим такую необходимость. Допустим, документы с места работы, об аренде жилья, о покупке квартиры и т.д. Он вносится в список избирателей на другом участке, а по месту регистрации – из списка убирается, чтобы не мог проголосовать два раза.

В отношении переселенцев – то же самое?

– Наш мониторинг показывает, что в отношении с переселенцами ситуация неоднозначная.

ЦИК приняла постановление, которым внесла изменения в постановление о временной смене места голосования. Там говорится, что переселенцам к заявлению не надо прилагать никаких дополнительных документов, если они прибыли с временно оккупированной территории, границы которой определены Президентом Украины (а это видно из паспорта).

И вот здесь начинается интересная история. Мы спрашивали в органах ведения Государственного реестра избирателей неофициально (поскольку тогда бы получили в ответ «как должно быть», а не как на самом деле) и получалось, что нам отвечали по-разному. Как правило, в Харькове, говорили, что кроме паспорта переселенцам ничего не нужно. А вот в районах области иногда отвечали, что им еще нужна справка переселенца, иногда – еще и справка с сельсовета… Это незаконно, потому что на выборах Президента переселенцы имеет право голоса, на какой бы территории Украины они не находились. Собрав информацию по всей области – мы будем обращаться в соответствующие органы в Киев, чтобы еще раз напомнить, как это должно быть в соответствии с законодательством.

25.01.2019

Ирина Стрельник